В список включены все прамы и полупрамы, крупные плоскодонные артиллерийские парусно-гребные судна, состоявшие на вооружении Российского императорского флота.
В Российском флоте суда данного типа впервые появились XVIII веке, в первые годы Северной войны. Длина российских прамов достигала 35 метров, ширина — 11 метров, а осадка — трёх метров, также к концу XVIII века для Балтийского флота было построено несколько полупрамов, отличавшихся вдвое меньшей осадкой при той же длине и ширине.
Прамы отличались плохой манёвренностью и практически не могли двигаться без помощи буксира[1]. Российский историк В. Ф. Головачёв в своей книге «Действия русского флота во время войны России со Швецией в 1788—1790 годах» так описывает суда данного типа: «Прамы — четырёхугольные неуклюжие ящики, имевшие двухъярусную батарею и до 40 орудий большого калибра. Но они были знамениты своей неповоротливостью и даже во время малого ветра могли следовать не иначе, как на буксире»[2].
В составе флота прамы прослужили до конца XVIII века, пока в 1790-х годах не были заменены на более манёвренные плавучие батареи[3][4].
Для нужд Балтийского флота России с 1706 по 1788 год было построено 18 прамов, также использовался ряд прамов, переоборудованных из других типов судов.
Название | Ор. | Размер | Ос. | Верфь | Мастер | Вх. | Вых. | История службы | Прим. |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
«Arcke des Verbondes» (№ 1) | 18/30 | 24,4 х 7,9 | 1,8 | Санкт-Петербургское адмиралтейство | В. Геренс | 29 апреля (10 мая) 1706 года | 1710 год | Принимал участие в Северной войне. С апреля по октябрь 1707 года в составе флота выходил к острову Котлин. В 1710 году прам был разобран в Кроншлоте. | [4][5][6] [7][8] |
«Arkanne» (№ 2) | 18/30 | 24,4 х 7,9 | 1,8 | Санкт-Петербургское адмиралтейство | В. Геренс | 27 мая (7 июня) 1706 года | 1707 год | Принимал участие в Северной войне. С апреля по октябрь 1707 года в составе флота выходил к острову Котлин. В 1710 году прам был разобран в Кроншлоте. | [4][5][6] [7][8] |
«Буйвол»[C 1] | 18 | н/д | н/д | Санкт-Петербургское адмиралтейство | В. Граф | 1710 год | 1719 год | Принимал участие в Северной войне. С 1714 по 1718 год в каждой кампании находился на Ревельском рейде, а зимовал в Гельсингфорсе. В 1719 году прам был разобран в Ревеле. | [4][5][6] [7][8] |
«Бык»[C 2] | 18/24 | н/д | н/д | Санкт-Петербургское адмиралтейство | В. Граф | 1710 год | 1721 год | Принимал участие в Северной войне. В 1714 году перешёл из Санкт-Петербурга в Ревель для обороны базы флота, где и был разобран в 1721 году. | [4][5][6] [7][8] |
«Дикий Бык»[C 3][C 4] | 18/24 | 36,6 х 10,7 | 3,1 | Санкт-Петербургское адмиралтейство | Ф. М. Скляев | 1713 год | н/д | Принимал участие в Северной войне. С 1714 по 1719 год в каждой кампании находился на Ревельском рейде, а зимовал в Гельсингфорсе. | [4][8][9] [10][11] |
«Думкрат»[C 4] | 18/38 | 36,6 х 10,7 | 3,1 | Санкт-Петербургское адмиралтейство | Ф. М. Скляев | 1713 год | н/д | Сведений об участии судна в боевых действиях не сохранилось. | [4][5][6] [8][11] |
«Медведь»[C 4][C 5] | 18 | 36,6 х 10,7 | 3,1 | Санкт-Петербургское адмиралтейство | Ф. М. Скляев | 1713 год | н/д | Принимал участие в Северной войне. С 1714 по 1719 год в каждой кампании находился на Ревельском рейде, а зимовал в Гельсингфорсе. | [4][5][6] [8][11] |
«Олифант»[C 6] | 36/40 | 35,4 х 10,7 | 1,9 | Санкт-Петербургское адмиралтейство | Ф. М. Скляев | 7 (18) мая 1718 года | 1724 год | Принимал участие в Северной войне. В 1718 году переведён из Кронштадта в Гельсингфорс, а в апреле следующего года в Ревель. С июня 1719 года действовал в составе гребного флота в шхерах, а на зимовку уходил в Гельсингфорс. С 1720 года находился в Ревеле, в море не выходил, а в 1724 году был разобран. | [4][7][8] [12][13] |
«Дикий Бык»[C 7] | н/д | н/д | н/д | Олонецкая верфь | В. Фогель | 1727 год | 1739 год | С 1728 по 1738 год находился в Кронштадте и не выходил в море, а около 1739 года был разобран. | [4][8][14] [15][16] |
«Медведь»[C 7] | н/д | н/д | н/д | Олонецкая верфь | В. Фогель | 1727 год | 1739 год | С 1728 по 1738 год находился в Кронштадте и не выходил в море, а около 1739 года был разобран. | [4][8][14] [15][16] |
«Олифант»[C 8] | 24 | 35,2 x 10,4 | 2,9 | Санкт-Петербургское адмиралтейство | Д. Сютерланд | 20 июня (1 июля) 1740 года | 1750 год | Принимал участие русско-шведской войне 1741—1743 годов. В 1741 году использовался для обороны острова Котлин, в 1742 году — для практических плаваний в шхерах и крейсерских плаваний. С 27 сентября (8 октября) 1742 года стоял на зимовке в Гельсингфорсе. С апреля по август 1743 году находился в составе гребного флота в аландских шхерах, в составе отряда капитана 1-го ранга И. И. Кайсарова принимал участие в сражении у острова Корпо. В августе прам перешёл в Ревель, а в июне следующего года — в Кронштадт, где после 1750 года был разобран. | [4][15][17] [18][19] |
«Дикий бык»[C 8] | 24 | 35,2 x 10,4 | 2,9 | Санкт-Петербургское адмиралтейство | Д. Сютерланд | 20 июня (1 июля) 1740 года | 1755 год | Принимал участие русско-шведской войне 1741—1743 годов. В 1741 году использовался для обороны острова Котлин, в 1742 году — для практических плаваний в шхерах и крейсерских плаваний. С 27 сентября (8 октября) 1742 года стоял на зимовке в Гельсингфорсе. С апреля по август 1743 году находился в составе гребного флота в аландских шхерах, в составе отряда капитана 1-го ранга И. И. Кайсарова принимал участие в сражении у острова Корпо. В августе прам перешёл в Ревель, а в июне следующего года — в Кронштадт, где в 1755 году был разобран. | [17][18][19] |
«Олифант»[C 9] («Буйвол»[C 10]) |
26/36 | 35,2 x 10,9 | 3 | Санкт-Петербургское адмиралтейство | Д. Сютерланд | 23 сентября (4 октября) 1752 года | 1765 год | Принимал участие в Семилетней войне. Участвовал в боевых действиях у Мемеля, в том числе в бомбардировке укреплений крепости. По пути из Кронштадта к Мемелю 9 (20) мая и на обратном пути 9 (20) и 10 (21) сентября 1757 года выдерживал сильные шторма. 13 (24) октября вошел в лед на подходах к Котлину и вместе со льдом 17 (28) октября был выброшен на отмель. В 1758 году был снят с отмели и приведен в Кронштадт. Зимой 1759—1760 годов подвергся тимберовке в канале Петра Великого. С 1761 по 1765 год находился в Кронштадте, где и был разобран. | [4][15][19] [20][21][22] |
«Дикий бык»[C 9] | 36 | 35,2 x 10,9 | 3 | Олонецкая верфь | П. Г. Качалов | 1754 год | 1767 год | Принимал участие в Семилетней войне. Участвовал в боевых действиях у Мемеля, в том числе в бомбардировке укреплений крепости. По пути из Кронштадта к Мемелю 9 (20) мая и на обратном пути 9 (20) и 10 (21) сентября 1757 года выдерживал сильные шторма. С 1759 по 1767 год находился в Кронштадте, в 1763 году выходил на Северный фарватер для обороны Котлина. В 1767 году разобран. | [4][15][19] [21][23] |
«Олифант»[C 9] | 36 | 35,2 x 10,9 | 3 | Санкт-Петербургское адмиралтейство | В. А. Селянинов | 26 июня (7 июля) 1758 года | 1768 год | С 1759 по 1767 год находился в Кронштадте, а в 1768 году был переоборудован в машину для подъёма затонувших корабельных днищ. | [4][15][19] [21][23] |
«Олифант»[C 9] | 36 | 35,2 x 10,9 | 3 | Сердобольская верфь | Климов и Скуваров | 4 (15) мая 1776 года | 1785 год | С 1776 по 1784 год находился в Кронштадте, а в 1785 был разобран. | [4][15][19] [21][23] |
«Сердоболь»[C 9] | 36 | 35,2 x 10,9 | 3 | Сердобольская верфь | Климов и Скуваров | 4 (15) мая 1776 года | 1785 год | В 1778 году выходил к Красной Горке в составе эскадры для обучения экипажа. В 1777 году и с 1779 по 1784 год находился в Кронштадте, где и был разобран в 1785 году. | [4][15][19] [21][23] |
«Гремящий»[C 11] | 38 | 36,6 x 10,7 | 2,9 | Галерная верфь | С. Дуракин | 16 (27) октября 1786 года | 1805 год | Принимал участие в русско-шведской войне 1788—1790 годов. В 1788 году совершал плавания в составе гребной эскадры между Кронштадтом и Транзундом. С мая 1789 года находился на Кронштадтском рейде в составе Резервной эскадры, 20 (31) июля 1789 года в составе отряда вышел из Кронштадта в направлении острова Аспэ, но из-за противных ветров отстал от отряда и зашел в Выборгский залив, из которого в конце августа ушёл в Роченсальм. Зиму 1789—1790 годов прам провёл в Выборге. В 1790 году совершал плавания к Транзунду, Роченсальму и Фридрихсгаму. 3 (14) июня 1790 года принимал участие в обстреле шведских судов. С 26 августа (6 сентября) находился в Кронштадте, где и был разобран. | [4][19][24] [25][26] |
«Лев»[C 11] | 38 | 36,6 x 10,7 | 2,9 | Лодейнопольская верфь | Рогачев | 5 (16) сентября 1788 года | 1805 год | Принимал участие в русско-шведской войне 1788—1790 годов. С мая 1790 года занимал позицию на Северном фарватере Кронштадта для защиты Сестрорецка, в июне совершил плавание от Кронштадта к Биорке-зунду в составе эскадры вице-адмирала принца К. Нассау-Зигена. Принимал участие в сражении у Биорке-зунде. После отстал от эскадры и ушёл к Роченсальму, а затем к Фридрихсгаму. С 26 августа (6 сентября) 1790 года находился в Кронштадте, в том числе с мая по август следующего года стоял на Кронштадском рейде. Был разобран в Кронштадте. | [4][19][24] [26][27] |
8 (19) апреля 1723 года Петром I был подписан указ о строительстве в Таврове судов для будущего флота, предназначавшегося для борьбы за выход в Чёрное море. Согласно приказу в том же году были заложены 9 больших 44-пушечных двухдечных и 6 малых 8-пушечных однодечных прамов. После подписания в Константинополе 12 (23) июня 1724 года русско-турецкого договора, разграничивающего владения России и Турции, 1 (12) октября 1724 года был издан указ о прекращении работ по строительству судов. В результате чего прамы были оставлены недостроенными на стапелях. При подготовке к новой войне с Турцией в 27 июня (8 июля) 1735 года был издан указ императрицы Анны Иоанновны о достройке, спуску на воду и подготовке судов, построенных в Таврове. Тавровские прамы принимали участие во взятии Азова, однако в 1737 году оказались «гнилы и не способны к плаванию» и в следующем году были разобраны. В том же году взамен пришедших в негодность на Икорецкой верфи были заложены пять 44-пушечных прамов типа «Гектор». Однако после заключения Белградского мирного договора и упразднения флотилии российских судов на Дону строительство этих прамов было приостановлено. Достройка и спуск их на воду проводились уже корабельным мастером С. И. Афанасьевым после начала русско-турецкой войны 1768—1774 годов[28][29].
Название | Ор. | Размер | Ос. | Верфь | Мастер | Вх. | Вых. | История службы | Прим. |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
«Близко не подходи»[C 12] | 44 | н/д | н/д | Тавровская верфь | н/д | 1735 год | 1738 год | Принимал участие в русско-турецкой войне 1735—1739 годов. Использовался при штурме Азова, в том числе вёл бомбардировку укреплений крепости вплоть до её капитуляции. С ноября 1736 года встал на зимовку у Азова. В следующем году из-за гнилости корпуса и открывшейся течи был вытащен на отмель, а в 1738 году разобран. | [30][31][32] [33][34] |
«Гром и молния»[C 12] | 44 | н/д | н/д | Тавровская ферфь | н/д | 1735 год | 1738 год | Принимал участие в русско-турецкой войне 1735—1739 годов. Использовался при штурме Азова, в том числе вёл бомбардировку укреплений крепости вплоть до её капитуляции. С ноября 1736 года встал на зимовку у Азова. В следующем году из-за гнилости корпуса и открывшейся течи был вытащен на отмель, а в 1738 году разобран. | [32][33][34] [35][36] |
«Дикий бык»[C 12] | 44 | н/д | н/д | Тавровская ферфь | н/д | 1735 год | 1738 год | Принимал участие в русско-турецкой войне 1735—1739 годов. Использовался при штурме Азова, в том числе вёл бомбардировку укреплений крепости вплоть до её капитуляции. С ноября 1736 года встал на зимовку у Азова. В следующем году из-за гнилости корпуса и открывшейся течи был вытащен на отмель, а в 1738 году разобран. | [32][33][34] [35][36] |
«Небоязливый»[C 12] | 44 | н/д | н/д | Тавровская ферфь | н/д | 1735 год | 1738 год | Принимал участие в русско-турецкой войне 1735—1739 годов. Использовался при штурме Азова, в том числе вёл бомбардировку укреплений крепости вплоть до её капитуляции. С ноября 1736 года встал на зимовку у Азова. В следующем году из-за гнилости корпуса и открывшейся течи был вытащен на отмель, а в 1738 году разобран. | [32][33][34] [35][37] |
«Разгневный»[C 12] | 44 | н/д | н/д | Тавровская ферфь | н/д | 1735 год | 1738 год | Принимал участие в русско-турецкой войне 1735—1739 годов. Использовался при штурме Азова, в том числе вёл бомбардировку укреплений крепости вплоть до её капитуляции. С ноября 1736 года встал на зимовку у Азова. В следующем году из-за гнилости корпуса и открывшейся течи был вытащен на отмель, а в 1738 году разобран. | [32][33][34] [35][37] |
«Северный медведь»[C 12] | 44 | н/д | н/д | Тавровская ферфь | н/д | 1735 год | 1738 год | Принимал участие в русско-турецкой войне 1735—1739 годов. Использовался при штурме Азова, в том числе вёл бомбардировку укреплений крепости вплоть до её капитуляции. С ноября 1736 года встал на зимовку у Азова. В следующем году из-за гнилости корпуса и открывшейся течи был вытащен на отмель, а в 1738 году разобран. | [32][33][34] [36][38] |
«Сердитый»[C 12] | 44 | н/д | н/д | Тавровская ферфь | н/д | 1735 год | 1738 год | Принимал участие в русско-турецкой войне 1735—1739 годов. Использовался при штурме Азова, в том числе вёл бомбардировку укреплений крепости вплоть до её капитуляции. С ноября 1736 года встал на зимовку у Азова. В следующем году из-за гнилости корпуса и открывшейся течи был вытащен на отмель, а в 1738 году разобран. | [32][33][34] [37][38] |
«Спящий лев»[C 12] | 44 | н/д | н/д | Тавровская ферфь | н/д | 1735 год | 1738 год | Принимал участие в русско-турецкой войне 1735—1739 годов. Использовался при штурме Азова, в том числе вёл бомбардировку укреплений крепости вплоть до её капитуляции. С ноября 1736 года встал на зимовку у Азова. В следующем году из-за гнилости корпуса и открывшейся течи был вытащен на отмель, а в 1738 году разобран. | [32][33][34] [36][38] |
«Страшный»[C 12] | 44 | н/д | н/д | Тавровская ферфь | н/д | 1735 год | 1738 год | Принимал участие в русско-турецкой войне 1735—1739 годов. Использовался при штурме Азова, в том числе вёл бомбардировку укреплений крепости вплоть до её капитуляции. С ноября 1736 года встал на зимовку у Азова. В следующем году из-за гнилости корпуса и открывшейся течи был вытащен на отмель, а в 1738 году разобран. | [32][33][34] [37][38] |
«Блоха»[C 13] | 8 | 21 x 5,8 | 1 | Тавровская ферфь | н/д | 1735 год | 1738 год | Принимал участие в русско-турецкой войне 1735—1739 годов. Использовался при штурме Азова, в том числе, встав ниже крепости, блокировал выход в море. В октябре 1736 года ушёл на зимовку к Черкасску, а в апреле следующего года вернулся к Азову. В том же году был признан негодным к плаванию из-за проблем с управлением, гнилости корпуса и сильной течи, а в следующем году пришёл в полную негодность и был разобраны. | [33][34][37] [39][40] |
«Клоп»[C 13] | 8 | 21 x 5,8 | 1 | Тавровская ферфь | н/д | 1735 год | 1738 год | Принимал участие в русско-турецкой войне 1735—1739 годов. Использовался при штурме Азова, в том числе, встав ниже крепости, блокировал выход в море. В октябре 1736 года ушёл на зимовку к Черкасску, а в апреле следующего года вернулся к Азову. В том же году был признан негодным к плаванию из-за проблем с управлением, гнилости корпуса и сильной течи, а в следующем году пришёл в полную негодность и был разобраны. | [33][37][39] [40][41] |
«Комар»[C 13] | 8 | 21 x 5,8 | 1 | Тавровская ферфь | н/д | 1735 год | 1738 год | Принимал участие в русско-турецкой войне 1735—1739 годов. Использовался при штурме Азова, в том числе, встав ниже крепости, блокировал выход в море. В октябре 1736 года ушёл на зимовку к Черкасску, а в апреле следующего года вернулся к Азову. В том же году был признан негодным к плаванию из-за проблем с управлением, гнилости корпуса и сильной течи, а в следующем году пришёл в полную негодность и был разобраны. | [33][34][37] [39][40] |
«Овот»[C 13][C 14] | 8 | 21 x 5,8 | 1 | Тавровская ферфь | н/д | 1735 год | 1738 год | Принимал участие в русско-турецкой войне 1735—1739 годов. Использовался при штурме Азова, в том числе, встав ниже крепости, блокировал выход в море. В октябре 1736 года ушёл на зимовку к Черкасску, а в апреле следующего года вернулся к Азову. В том же году был признан негодным к плаванию из-за проблем с управлением, гнилости корпуса и сильной течи, а в следующем году пришёл в полную негодность и был разобраны. | [33][37][39] [40][41] |
«Сверчок»[C 13] | 8 | 21 x 5,8 | 1 | Тавровская ферфь | н/д | 1735 год | 1738 год | Принимал участие в русско-турецкой войне 1735—1739 годов. Использовался при штурме Азова, в том числе, встав ниже крепости, блокировал выход в море. В октябре 1736 года ушёл на зимовку к Черкасску, а в апреле следующего года вернулся к Азову. В том же году был признан негодным к плаванию из-за проблем с управлением, гнилости корпуса и сильной течи, а в следующем году пришёл в полную негодность и был разобраны. | [33][34][37] [39][40] |
«Таракан»[C 13] | 8 | 21 x 5,8 | 1 | Тавровская ферфь | н/д | 1735 год | 1738 год | Принимал участие в русско-турецкой войне 1735—1739 годов. Использовался при штурме Азова, в том числе, встав ниже крепости, блокировал выход в море. В октябре 1736 года ушёл на зимовку к Черкасску, а в апреле следующего года вернулся к Азову. В том же году был признан негодным к плаванию из-за проблем с управлением, гнилости корпуса и сильной течи, а в следующем году пришёл в полную негодность и был разобраны. | [33][34][37] [39][40] |
№ 1[C 15]. («Гектор»[C 16]) |
44 | 32 x 9,5 | н/д | Икорецкая ферфь | С. И. Афанасьев | апрель 1769 года | 1771 год | Принимал участие в русско-турецкой войне 1768—1774 годов. В 1769 году был переведён в Азов. В 1770 и 1771 годах совершал плавания по Дону и у его устьям. После 1771 года был разобран. | [33][37][41] [42][43] |
№ 2[C 15]. («Парис»[C 16]) |
44 | 32 x 9,5 | н/д | Икорецкая ферфь | С. И. Афанасьев | апрель 1769 года | 1771 год | Принимал участие в русско-турецкой войне 1768—1774 годов. В 1769 году был переведён в Азов. В 1770 и 1771 годах совершал плавания по Дону и у его устьям. После 1771 года был разобран. | [33][41][42] [43][44] |
№ 3[C 15]. («Лефеб»[C 16]) |
44 | 32 x 9,5 | н/д | Икорецкая ферфь | С. И. Афанасьев | апрель 1769 года | 1771 год | Принимал участие в русско-турецкой войне 1768—1774 годов. В 1769 году был переведён в Азов. В 1770 и 1771 годах совершал плавания по Дону и у его устьям. После 1771 года был разобран. | [33][41][42] [43][45] |
№ 4[C 15]. («Елень»[C 16]) |
44 | 32 x 9,5 | н/д | Икорецкая ферфь | С. И. Афанасьев | апрель 1769 года | 1771 год | Принимал участие в русско-турецкой войне 1768—1774 годов. В 1769 году был переведён в Азов. В 1770 и 1771 годах совершал плавания по Дону и у его устьям. После 1771 года был разобран. | [33][41][42] [43][45] |
№ 5[C 15]. («Троил»[C 16]) |
44 | 32 x 9,5 | н/д | Икорецкая ферфь | С. И. Афанасьев | апрель 1769 года | 1771 год | Принимал участие в русско-турецкой войне 1768—1774 годов. В 1769 году был переведён в Азов. В 1770 и 1771 годах совершал плавания по Дону и у его устьям. После 1771 года был разобран. | [33][41][42] [43][45] |
В 1737 году для Днепровской флотилии на Брянской верфи были построены 2 больших 44-пушечных и 3 малых 8-пушечных прама. В том же году малые прамы были отправлены вниз по рекам Десне и Днепру, однако из-за трудных условий плавания на реках к зиме достигли только Самары, большие прамы по тем же причинам были переведены в Киев, где использовались в качестве плавучих батарей. После заключения Белградского мирного договора и упразднения флотилии российских судов на Днепре прамы были разобраны[7][17].
Название | Ор. | Размер | Ос. | Верфь | Мастер | Вх. | Вых. | История службы | Прим. |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
3 прама без названия[C 17] | 8 | 18,3 x 6,1 | н/д | Брянская верфь | н/д | 1737 год | 1739 год | В июне 1737 года были отправлены вниз по Десне и Днепру, однако из-за трудных условий плавания на реках зиме 1737—1738 годов достигли только устья реки Самары. После заключения Белградского мирного договора и упразднения Днепровской флотилии 15 (26) октября 1739 года были разобраны. | [7][17][41] |
2 прама без названия | 44 | н/д | н/д | Брянская верфь | н/д | 1738 год | 1739 год | Из-за трудных условий плавания на Днепре прамы в 1738 году были переведены в Киев, где использовались в качестве плавучих батарей. После заключения Белградского мирного договора и упразднения Днепровской флотилии 15 (26) октября 1739 года были разобраны. | [7][17][41] |
Для нужд Каспийской флотилии в 1735 году в Казани были заложены три 24-х пушечных прама, в состав флотилии эти суда не попали, поскольку перевода их в Астрахань не последовало. Все три прама были оставлены на хранение под навесами в Казани и к 1742 году сгнили[35].
В Российском императорском флоте полупрамы не получили широкого распространения и строились только для Балтийского флота. Так для нужд флота с 1773 по 1791 год было построено 6 судов данного типа, ещё три полупрама были переоборудованы из торговых судов[46].
Название | Ор. | Размер | Ос. | Верфь | Мастер | Вх. | Вых. | История службы | Прим. |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
«Леопард» | 16 | 30,5 x 9,2 | 1,8 | Олонецкая верфь | М. Протопопов | 13 (24) мая 1773 года[C 18] | 1780 год | С 1773 по 1780 стоял в Кронштадте. В 1778 году выходил в плавание к Красной Горке в составе эскадры и использовался для обучения экипажа. В 1780 году прам был разобран в Кронштадте. | [47][48][49] [50][51] |
«Барс» | 10 | 24,4 x 8,2 | 2,9 | Кронштадтская верфь | н/д | 27 мая (7 июня) 1773 года[C 19] | 1778 год | Сведений о плаваниях судна не сохранилось. В 1778 году полупрам был переоборудован в киленбалок. | [47][49][51] [52][53] |
«Барс» | 26/34 | 30,5 x 9,2 | 2,2 | Галерная верфь | н/д | 11 (22) мая 1789 года | 4 (15) мая 1790 года[C 20] | Принимал участие в войне со Швецией 1788—1790 годов. В составе эскадры вице-адмирала принца К. Нассау-Зигена участвовал в Первом Роченсальмском сражении. Зимовал на рейде во Фридрихсгаме. В составе отряда капитана 1-го ранга П. Б. Слизова принимал участие во Фридрихсгамском сражении. После четырёх часов боя весь боезапас был израсходован, а сам прам сильно поврежден. Судно было подожжено экипажем, однако после того как прам был оставлен экипажем, его заняли шведские войска, погасили пожар и взяли в качестве приза. | [47][48][49] [50][51] |
«Леопард» | 26/34 | 32,9 x 10,1 | 2,1 | Галерная верфь | н/д | 15 (26) мая 1789 года | 4 (15) мая 1790 года[C 20] | Принимал участие в войне со Швецией 1788—1790 годов. При переходе из Кронштадта Фридрихсгам в июне 1789 года во время шквала потерял все мачты вынужден был вернулся. После ремонта в июле того же года перешёл к Фридрихсгаму для усиления гребного флота. В составе эскадры вице-адмирала принца К. Нассау-Зигена участвовал в Первом Роченсальмском сражении. Зимовал на рейде во Фридрихсгаме. В составе отряда капитана 1 ранга П. Б. Слизова принимал участие во Фридрихсгамском сражении. После четырёх часов боя весь боезапас был израсходован, а сам прам сильно поврежден. Судно было подожжено экипажем, однако после того как прам был оставлен экипажем, его заняли шведские войска, погасили пожар и взяли в качестве приза. | [47][48][49] [50][51] |
«Верблюд» | н/д | н/д | н/д | н/д | н/д | 1790 год[C 19] | 28 июня (9 июля) 1790 года | Принимал участие русско-шведской войне 1788—1790 годов. В мае 1790 года использовался для защиты Сестрорецка. В июне принимал участие в сражении при Биорке-зунде и преследовании шведского флота. Погиб во Втором Роченсальмском сражении 28 июня (9 июля) 1790 года. | [47][49][52] [53] |
«Лев» | н/д | н/д | н/д | н/д | н/д | 1790 год[C 19] | 28 июня (9 июля) 1790 года | Принимал участие русско-шведской войне 1788—1790 годов. В мае 1790 года использовался для защиты Сестрорецка. В июне принимал участие в сражении при Биорке-зунде и преследовании шведского флота. Погиб во Втором Роченсальмском сражении 28 июня (9 июля) 1790 года. | [47][49][52] [53] |
«Олонец»[C 21] | 24/26 | 33,6 x 10,1 | 2,4 | Лодейнопольская верфь | А. И. Мелихов | 29 июля (9 августа) 1791 года | 1803 год | Сведений о плаваниях судна не сохранилось. В 1803 году полупрам был разобран. | [47][49][51] [54][55] |
«Лев»[C 21] | 26 | 33,6 x 10,1 | 2,4 | Санкт-Петербургское адмиралтейство | А. И. Мелихов | 16 (27) сентября 1791 года | 1804 год | Сведений о плаваниях судна не сохранилось. В 1804 году полупрам был переоборудован в магазин. | [47][49][51] [54][55] |
«Тигр»[C 21] | 26 | 33,6 x 10,1 | 2,4 | Санкт-Петербургское адмиралтейство | А. И. Мелихов | 16 (27) сентября 1791 года | 1804 год | Сведений о плаваниях судна не сохранилось. В 1804 году полупрам был переоборудован в магазин. | [47][49][51] [54][55] |