Корюн Нагапетьян | |
Имя при рождении: |
Карюн Григорьевич Нагапетьян |
---|---|
Дата рождения: | |
Место рождения: | |
Дата смерти: | |
Место смерти: | |
Жанр: |
живопись |
Учёба: |
Ленинаканская художественная школа им. Меркурова, МВХПУ, аспирантуру при ВНИИТЭ. Второе высшее образование «Социология и философия». |
Стиль: |
авангардист-нонконформист |
Известные работы: |
Реставрация в Павильоне-музее «Траурного поезда Ленина». Автор живописных и графических полотен, которые находятся в музеях, галереях и частных коллекциях многих стран мира. |
Покровители: |
Лучишкин Сергей Алексеевич, живописец «постфутуристического» поколения, театральный деятель. |
Влияние: |
Лучишкин С. А. учитель и наставник. |
Работы на Викискладе |
Нагапетян Корюн Григорьевич (16 марта 1926, Ленинакан — 25 июля 1999, Москва) — активный участник и лидер движения художников — нонконформистов, живописец, график, шрифтовик, иллюстратор книг и журналов, художник — конструктор, социолог, философ, публицист и общественный деятель.
Член Международной Федерации Художников ЮНЕСКО, член Творческого Союза Художников России. Его работы находятся в музеях, галереях и частных коллекциях многих стран мира.
Содержание |
Нагапетян родился в семье крестьянки и рабочего железнодорожника в селе Хацик под Ленинаканом. Работал в колхозе трактористом. После переезда в Москву в 1950 году прошел трудовой путь от простого рабочего до мастера цеха на заводе им. Лихачева, но увлечение живописью не оставлял.
Ещё в Армении Нагапетян закончил Ленинаканскую художественной школу им. Меркурова С. Д., а после переезда в Москву получил специальность художника — конструктора в Московском художественно-промышленном институте им. Строганова С. Г., обучался в аспирантуре при ВНИИТЭ, параллельно получил второе высшее образование по специальности «Социология и философия».
Уникальность художника заключается в том, что, имея монокулярный тип зрения (в юности производственная травма лишила будущего живописца важного рабочего инструмента — одного глаза), он смог получить высшее образование и стать профессиональным художником.
Свою творческую деятельность художник начал в 1952 году на Павелецком вокзале в Павильоне-музее «Траурный поезд В. И. Ленина», где проводил реставрацию исторического экспоната. В 60-х годах во ВНИИТОРГМАШе на ВДНХ СССР под руководством Лучишкина С. А. принимал участие в оформлении многих советских и зарубежных выставок.
Нагапетян лично и в содружестве с инженерами машиностроителями разработал ряд художественно-конструкторских проектов отдельных машин и комплексов оборудования для отрасли торговли и общественного питания.
Большинство разработок выполненных Нагапетяном К. Г. во ВНИИТОРГМАШе реализовано в серийном производстве. Нагапетян. автор более тридцати изобретений и патентов в области промышленного дизайна.
Молодому художнику — конструктору покровительствовал С. А. Лучишкин, один из значительных живописцев «постфутуристического» поколения, театральный деятель.
Бывшего худрука и режиссера Театра малых форм московского Пролеткульта, члена правления Московской организации Союза художников Нагапетян считал своим учителем и наставником.
В 1970 году Нагапетян был приглашен на работу в качестве художника — конструктора на Ереванский завод «Наири». Параллельно преподавал техническую эстетику в Ереванском художественном институте, а после возвращения в Москву в 1971 году продолжил трудовую деятельность во ВНИИТОРГМАШе, недолго занимался преподавательской деятельностью в Московском институте народного хозяйства им. Плеханова Г. В.
С 1976 года основное место работы художника — Московский объединенный комитет профсоюза художников-графиков. Он был в числе первых членов секции живописи при Московском объединенном комитете профсоюза художников-графиков, решение о создании которой ещё в конце 1975 года принимал первый секретарь МГК КПСС В. В. Гришин.
Нагапетян иллюстрировал книжную продукцию, работал над уставом организации, избирался в худсовет и местком, организовывал выставочные процессы. В 1978 году создал и являлся бессменным руководителем художественной группы «20-ти московских художников».
Группа осуществляла свою деятельность практически как самостоятельная структурная единица вне рамках секции живописи Московского объединенного комитета профсоюза художников — графиков.
«Горком профсоюзов на Малых Грузинах» (народное название) являлся, по своей сути, первым своеобразным «островком творческой свободы» в Москве 70-80 годов.
За полтора десятка лет существования «Двадцатки», ее выставки на Малой Грузинской 28 посетило более миллиона москвичей и гостей столицы.
Последняя выставка «Малая Грузинская 28», состоявшаяся в 1991 г. непосредственно перед распадом СССР в Выставочном зале «Манеж» и Конгрессе США, явилась заключительным аккордом в московском движении художников — нонконформистов.
В последние годы своей жизни художник стал постепенно отдаляться от живописи и занялся научной публицистикой. Он написал книгу «Вторжение Земли в Гелиосистему».
В этой работе Нагапетян предложил читателям новую концепцию происхождения Земли, зарегистрированную в Роспатенте как «Ноу — Хау». В ней нашли отображения и область изобразительного искусства, и система взаимосвязи Земля — Человек — Космос, и шрифтовая культура.
О шрифтовой культуре Нагапетян мог говорить часами. Он считал, что в шрифт можно заложить информацию, найти в нем исцеление и обрести чувство патриотизма.
Продолжая дело своего древнеармянского предшественника тезки Корюна, художник мечтал, что 30 созданных им шрифтовых гарнитур когда-нибудь войдут во все компьютеры мира и смогут закодировать любую нацию на добро и прогресс путем изменения начертания букв.
Нагапетян выступал на многих митингах, захлестнувших в 90-е годы прошлого столетия Россию. Выступал он и на знаменитых митингах в Лужниках с тех же трибун, где произносили свои речи Б. Н. Ельцин, А. Д. Сахаров и много других демократов первой волны.
Но политические симпатии художника охватывали не только глубоко национальные интересы. Он выступал и в поддержку курдов, находящихся в оппозиции Турецкому правительству, и в защиту китайских студентов после известных событий на площади Тяньаньмэнь в Пекине в 1989 г.
Нагапетяну делались неоднократные предложения баллотироваться в депутаты Верховного Совета, а затем и в Думу, но он упорно отказывался. Являясь по своему характеру лидером, он боялся потерять свою индивидуальность среди массы новоиспеченных парламентариев, да и искусство он считал выше политики. Художник всегда хотел быть в центре событий, где бы они ни происходили, и какими бы опасными последствиями для него не грозили Нагапетян К. Г. был наиболее энергичным членом группы активистов, которые в начале 60-х годов, в условиях всесилия тоталитарной системы, тайно организовали армянские землячества в Москве. В конце 80-х годов новый стимул к национальной самоорганизации московские армяне получили вместе с началом карабахского движения и митингами в его поддержку на армянском кладбище в Москве.
13 марта 1988 года Нагапетян вместе с М. Шамировым и В. Огаджаняном сформировали из наиболее активных участников митингов первую серьёзную организацию московских армян — Комитет «Карабах». Комитет «Карабах» явился своеобразным катализатором для активизации процессов образования множества московских армянских общественных организаций, которые в 2000 году Абрамяну А. А. удалось объединить в один мощный общественный орган «Союз армян России».
Всего год художник не дожил до этого события. В 1999 году он был убит в своей квартире-мастерской неустановленным преступником. Являясь вдохновителем ежегодных пикетов у Турецкого посольства, он до конца своей жизни активно боролся за официальное признание геноцида армян Османской (Турецкой) республикой в 1915 г.
Похоронен на Армянском кладбище в Москве.
Первая попытка публичного показа авангардных работ художника происходила 15 сентября 1974 года в Беляево. Эта выставка, впоследствии названная «Бульдозерной выставкой», после разогнанной Хрущевым Н. С. выставки в Манеже в 1962 году, стала наиболее заметным событием в художественной жизни Москвы.
Примерно через 2 недели после «Бульдозерной выставки» в Измайловском лесопарке на открытом воздухе состоялся уже разрешенный властями вернисаж, на котором демонстрировались полотна, спасенные художниками в Беляево, в том числе и работы Нагапетяна К. Г.
1975 «Предварительные квартирные просмотры к Всесоюзной выставке». Москва.
Выставка «Авангард-75» в Доме Культуры ВДНХ.
1976 «Весенние квартирные выставки» (предварительные экспозиции к предстоящей выставке в залах на Беговой улице). Москва.
«Экспериментальная выставка» в помещении МОСХ на Беговой улице. 1976 г.
Затем были следующие выставки: «Молодые художники в поездках по стране». Выставочный зал МОСХ (Вавилова, 65). 1976 г.
Выставочный зал при объединенном горкоме художников графиков на Малой Грузинской 28. Январь-февраль 1977 г.
Регулярные ежегодные выставки «20 московских художников» на Малой Грузинской 28. С 1978 по 1990 гг.
Международный конкурс «Человек, человечность, человечество». 1987 г.
Выставочный зал «Манеж» и Конгресс США «Малая Грузинская 28». 1991 г.
Выставка «Золотая кисть-93». 1993 г.
Персональная выставка в Зеленограде. «Хочу отдать долг России». 1994 г.
Персональная выставка в художественном салоне на Украинском бульваре в Москве. 1995 г.
«Галерея на Песчаной». «Арарат и Ной». 1999 г.
Первая персональная посмертная выставка в Культурном Центре Осетинской общины. 2003 г.
Вторая персональная посмертная выставка в Московском музее современного искусства «Расстрелянный пейзаж». 2006 г.
«Сила знака равна силе средств генной инженерии, определяющей мировоззрение человека» (Нагапетян К. Г.)
В 1994 году Корюн Нагапетян для московской армянской газеты «Юсисапайл» («Северное Сияние») разработал одноимённый шрифт.[1]
Нагапетян, Корюн Григорьевич.
Дополнительные материалы:
(ФАЙЛ)
Нагапетян, Корюн Григорьевич.zip
Содержание:
- Нагапетян
- Корюн Григорьевич