Stavkvantorium.ru

Технопарк Кванториум

Крестовоздвиженское православное трудовое братство

Перейти к: навигация, поиск

Крестовоздвиженское православное трудовое братствоправославная трудовая община, созданная в конце XIX века Н. Н. Неплюевым в Черниговской губернии.

В Уставе братства, утвержденном императором Александром III в 1893 году, зафиксированы основные цели его жизни: христианское воспитание детей и религиозно-нравственное совершенствование взрослых через жизнь в христианской общине. Братство имело уникальное право, закрепленное Уставом, выбирать священника в братский храм, а его утверждение зависело от официального покровителя братства, епископа Черниговского и Нежинского. При этом совершенно особым всегда оставалось положение Неплюева, который был не просто создателем и главой братства, но и его фактическим духовным наставником.

История

Ещё в 1885 году Неплюевым была открыта мужская сельскохозяйственная школа[1], в которой постепенно сложилась особая система воспитания, основанная на евангельских началах.

В 1889 году трое (из шести) выпускников первого выпуска школы — Андрей Фурсей, Федор Чвертка, Илья Кобец решили не расставаться со своим наставником; после года работы в качестве учителей школы, они составили трудовое братство. Для этого Неплюев предоставил им 255 десятин земли — Рождественский хутор, на которой они стали строить жилой дом — так появилась община, давшая начало братству. Юридические права Братство получило 16 сентября 1894 года, а торжественное церковное открытие состоялось 22 июля 1895 года: Н. Н. Неплюева лично благословил иконой святого Алексея, человека Божьего митрополит Санкт-Петербургский Палладий[2].

С каждым выпуском школы братство пополнялось новыми членами: в 1890 году — 9 человек, в 1897 году — 65 человек[3].

Крестовоздвиженское братство было построено на трёх основных моментах:

  • традиционное православие: храм, священник, посты таинства;
  • современное экономическое хозяйство;
  • совместная собственность по типу апостольской Иерусалимской общины, описанной в Деяниях апостольских.

Основой Братства были общины (братские семьи), в которые братчики объединялись по роду профессиональных занятий. Каждая община жила в отдельном доме, выстроенном руками самих братчиков. Ежедневно собиралась на молитву, имела общую трапезу, еженедельно устраивались собрания, на которых обсуждались различные вопросы жизни общины и братства. Земледелие в Братстве развивалось на основе наиболее передовых технологий того времени — применялся десятипольный севооборот — в результате урожай был в два с половиной раза выше, чем в среднем по Черниговской губернии. Была организована животноводческая ферма[3].

О Братстве писали газеты и журналы, Воздвиженск посещали многочисленные визитёры. Реакция общества была неоднозначной. Были как горячие почитатели (в России и за рубежом); среди них — епископы Сергий (Соколов) и Макарий (Троицкий), профессора духовных академий М. М. Тареев, В. И. Экземплярский, протоиерей Павел Светлов, принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская, видные католические деятели лазарист Фернанд Порталь и аббат Альбер Грасье[4]. Чиновник особых поручений при обер-прокуроре Синода В. М. Скворцов свидетельствовал впоследствии: «Вот истинно православная, христианская жизнь».

Но много было и недоброжелателей: Крестовоздвиженское братство обвиняли в нецерковности, а Неплюева — в гордости, в том, что он, якобы, взял на себя роль «исправителя церкви». Среди них было высшее церковное начальство, включая обер-прокурора Синода К. П. Победоносцева, митрополита Санкт-Петербургского Антония (Вадковского), епископа Черниговского Антония (Соколова), известного публициста М. О. Меньшикова, целого ряда видных священников.

В самом Братстве возникали нестроения; некоторые из братчиков старались жить за счёт других, а другие тяготились братскими порядками. Иоанн Кронштадтский, встретившись с Неплюевым в начале 1900 года, утешал его: «Пошёл за Христом, нельзя, чтобы не гнали, не злословили, не ненавидели за имя Его. Радуйся тому. Это доказательство, что ты служишь делу Божию, а не делаешь дело человеческое». Весной 1900 года, на Светлой седмице, недовольство части братчиков перешло в открытое столкновение: были высказаны некоторые обвинения — в «чрезмерном авторитете Неплюева», «недостаточной свободе», «чрезмерной регламентации религиозной жизни». После этого несколько человек с большим скандалом покинули братство[5][6]. Позже, в «Беседах о братстве» Н. Н. Неплюев написал:

Братство между людьми только и может быть делом Божиим или совсем не быть. Оно соответствует правде Божией и находится в прямом противоречии с греховностью человеческой. Надо совершенно не понимать, насколько человечество греховно, чтобы воображать, что оно естественно, инстинктивно склонно к братству. Напротив, греховность его естественно, инстинктивно возмущается братством… В действительности в этом признании дела братства за дело Божие, а не наше человеческое, и заключается все братское самосознание

В 1907 году он отмечал:

Многих братьев и сестер мы потеряли после этого. Одни в разное время сами ушли от нас, немногие были нами удалены. Остаток верных … стал более прежнего жить с Богом, более прежнего сознательно любить Бога и служить на святое дело Его, гораздо более прежнего возлагать надежды свои не на себя, не на свой разум и свои таланты, а на Бога Живого и благодатные силы, от Него исходящие.

С этого времени духовный рост братства стал поистине чудесен. В короткое время двух лет многие совершенно духовно преобразились, совершенно преобразилась и жизнь на лоне братства. Восстановилось единомыслие и единодушие между нами, все почувствовали себя нравственно удовлетворенными и мы на опыте изведали правду слов Спасителя мира: «Иго Мое благо и бремя Мое легко есть». Все, что было в тягость, стало радостью. Все, что было «излишней формальностью», стало правдой дорогой святыни

— Беседа IV. Опыт жизни нашего трудового братства.

Чтобы решить вопрос о хозяйственной самостоятельности братских семей в 1901 году Н. Н. Неплюев передал Братству большую часть своего имения: 29 декабря 1901 года была оформлена дарственная, согласно которой ему передавалось 16 435 десятин земли с лесом, постройками и заводами, причем 5 313 десятин, а также винокуренный завод немедленно перешло к Трудовому братству. Вместе с тем, на Братство возлагалась обязанность по содержанию школы, храма и больницы, а также переходил долг банку — ежегодные выплаты по 28 220 рублей. Общая стоимость переданного имущества составила 1 757 407 рублей[3].

Членами братства стали родные Н. Н. Неплюева: сёстры Мария Николаевна Уманец (1853—1930) и Ольга Николаевна Неплюева, их мать Александра Николаевна (1827—1917), урождённая баронесса Шлиппенбах. Численность выросла до 195 человек в 1905, а в 1907 году братчиков было уже 291 человек.

События первой русской революции 1905 года привели Неплюева к убеждению о необходимости создания Всероссийского братства, под которым он понимал сеть трудовых христианских общин по всей России. Однако попытки организации такого Всероссийского братства в Киеве (1906) и Петербурге (1907) потерпели неудачу.

После смерти Неплюева в 1908 году Крестовоздвиженское братство не прекратило своё существование. Более того, оно укреплялось экономически и возрастало численно. На Всероссийской сельскохозяйственной выставке 1911 года братское имение было удостоено большой золотой медали. По данным черниговского историка В. В. Ткаченко в 1912 году братство приобрело 20 000 десятин леса в Пермской губернии, открыло там свой филиал и наладило лесопереработку.

С началом первой мировой войны, в 1914 году, 77 братчиков было призвано на фронт, а в самом Братстве устроен лазарет, работавший в сети Красного креста.

Представители Братства участвовали во Всероссийском Поместном соборе 1917-1918 гг.

После 1917 года Крестовоздвиженское братство пыталось выжить в новых условиях. В 1919 году оно было переименовано в «Первую украинскую советскую коммуну», сохраняя свой внутренний христианский и хозяйственный строй. Побывавший в ней осенью 1922 года журналист М. Грандов отметил высочайшую агрокультуру. В 1923 году оно было преобразовано в «Сельскохозяйственная артель им. Октябрьской революции», в состав которой не были включены, как бывшие помещицы, сёстры Неплюева, Мария и Ольга; она состояла из 530 членов и мела 1 748 гектар обобществлённой земли.

В 1925 году несколько членов братской Думы были осуждены на сроки от года до десяти с конфискацией имущества по обвинению в контрреволюции, экономических и уголовных преступлениях: Цвелодуб, Ключко, Бурдукало были приговорены к расстрелу, но «учитывая укрепление Советской власти, приговор заменён 10-ю годами заключения со строгой изоляцией и конфискацией имущества»; Петрукову дали 8 лет, Бессмертному 5 лет, Овчаренко и Павлов получили 2 года заключения, настоятелю братского храма Александру Секундову дали 1 год ссылки[7][8]. В ноябре того же года из братства было выселено еще 75 человек; на этот раз были репрессированы члены семей осуждённых, все члены Думы, а также сестры Неплюевы. В 1929 году на Украине началась коллективизация, в процессе которой братство было окончательно уничтожено, а все братчики изгнаны из Воздвиженска и были вынуждены искать себе прибежища по разным уголкам России.

Многие воспитанники Братства вошли в культурную элиту: композитор П. И. Сеница, историк П. К. Федоренко  (укр.), селекционер-плодовод С. Ф. Черненко, художник Н. А. Фурсей, поэт-переводчик В. Я. Басок  (укр.), селекционер П. И. Терлецкий, авиаконструктор М. В. Бондаренко, ученый-вулканолог С. И. Набоко и др.

См. также

Примечания

  1. В мужскую пятилетнюю начальную школу принимались мальчики с 13 лет, от которых требовалась начальная грамотность. Кроме многочисленных сельскохозяйственных дисциплин, в школе в рамках Закона Божия преподавался катехизис, литургика, Новый Завет. В 1991 году была создана аналогичная четырёхлетняя школа для девочек — Преображенская, которую возглавила сестра Н. Н. Неплюева, Мария Николаевна Уманец. По некоторым сведениям, председательницей педагогического совета была Мать Неплюева, Александра Николаевна.
  2. Крестовоздвиженское трудовое братство. Устав
  3. ↑ Хозяйственная история братства
  4. Альбер Грасье о Н. Н. Неплюеве и Трудовом братстве
  5. Крестовоздвиженское православное трудовое братство Н. Н. Неплюева: жизнь по Евангелию как вызов разобщенности
  6. Фрагменты хроники жизни Крестовоздвиженского братства. Из Отчётов блюстителя православного Крестовоздвиженского трудового братства от 14 сентября 1899 года по 11 сентября 1901 года.
  7. В конце 1937 года (или начале 1938) он был расстрелян.
  8. Жизнь братства после кончины Неплюева

Литература

  • Авдасев В. Н. Трудовое братство Н. Н. Неплюева. — Сумы, 2003.
  • Ермаков Д. С. Воспитание в Воздвиженском трудовом братстве (1889—1929 гг.) // Педагогика. — 2008. — № 5. — 0869-561Х.
  • Поиск пути

Ссылки

  • Н. Н. Неплюев Беседа IV. Опыт жизни нашего трудового братства. // КИФА. — №№ 7(97). — май, 2009
  • Сомин Н. В. Апостол братской любви (Жизнь и труды Николая Николаевича Неплюева)
  • Сомин Н. В. Хозяйственный строй Крестовоздвиженского Трудового Братства
  • Переправа
  • Крестовоздвиженское трудовое братство


Крестовоздвиженское православное трудовое братство.

© 2018–2023 stavkvantorium.ru, Россия, Самара, ул. Гагарина 35, +7 (846) 396-69-90

Дополнительные материалы:
(ФАЙЛ)
Крестовоздвиженское православное трудовое братство.zip

Содержание:

- Крестовоздвиженское православное трудовое братство


СКАЧАТЬ ФАЙЛ