Рейс 6163 China Northern Airlines | |
MD-82 компании China Northern Airlines enru |
|
Общие сведения | |
---|---|
Дата | |
Время |
21:24 (13:24 UTC) |
Характер |
Пожар на борту |
Причина |
Вероятно, поджог |
Место |
Жёлтое море, 6 км от Даляня (КНР) |
Координаты |
38°57′ с. ш. 121°40′ в. д. / 38.952150° с. ш. 121.669583° в. д. (O)(O) |
Воздушное судно | |
Модель | |
Авиакомпания | |
Пункт вылета | |
Пункт назначения | |
Рейс |
CJ6136 |
Бортовой номер |
B-2138 |
Дата выпуска |
октябрь 1990 года |
Пассажиры |
103 |
Экипаж |
9 |
Погибшие |
112 (все) |
Выживших |
0 |
Катастрофа MD-82 под Далянем — тяжёлая авиационная катастрофа, произошедшая во вторник 7 мая 2002 года близ Даляня (Китайская Народная Республика). Авиалайнер McDonnell Douglas MD-82 авиакомпании China Northern Airlines enru выполнял внутренний пассажирский рейс из Пекина, когда незадолго до посадки экипаж сообщил о пожаре на борту, после чего самолёт упал в Жёлтое море, при этом погибли 112 человек. Согласно официальному заключению, причиной катастрофы стал поджог. Происшествие произошло спустя всего три недели после катастрофы китайского Boeing 767 в Пусане в которой погибли 129 человек.
MD-82 с регистрационным номером B-2138 (заводской — 49522, серийный — 1702) был выпущен в октябре 1990 года на Шанхайским авиастроительным заводом enru по лицензии McDonnell Douglas. Самолёт был передан Главному управлению гражданской авиации КНР, которое 21 июля 1991 года направило его в China Northern Airlines enru. На лайнере были установлены два турбовентиляторных двигателя Pratt & Whitney JT8D-217A (сила тяги — 20 тысяч фунтов у каждого)[1]. Общая наработка борта 2138 составляла 26 тысяч лётных часов и 16 тысяч циклов «взлёт — посадка»[2].
Примечательно, что в 1993 году борт 2138 «пережил» два угона в Китайскую Республику (Тайвань). 12 ноября лайнер с 73 пассажирами и 9 членами экипажа на борту выполнял внутренний рейс из Чаньчуня в Фучжоу, когда был захвачен двумя мужчинами 35 и 40 лет. Угонщики были вооружены скальпелями, а также держали в руках датчик кровяного давления, который выдавали за часть бомбы. После посадки в Тайбэе угонщики сдались тайваньским властям. Никто из 82 человек на борту не погиб, только была ранена стюардесса, когда захватчики пытались проникнуть в кабину. Этот случай интересен тем, что тайваньские власти отпустили захваченный самолёт только после того, как опросили каждого члена экипажа и пассажира на борту. Также был проверен салон, при этом бомбу не обнаружили[3]. Следующий случай произошёл менее, чем чрез месяц — 8 декабря, причём рейс выполнялся в Фучжоу на сей раз из Циндао, на борту находились 129 пассажиров и 8 членов экипажа, а угонщик был один. Также ранив стюардессу пронесённым на борт скальпелем, угонщик проник в кабину пилотов и угрожал взорвать самолёт, заставив направиться на Тайвань, где сдался властям. Проведённая впоследствии проверка лайнера также не выявила наличия бомбы на борту[4].
Страна | Пассажиры | Экипаж | Всего |
---|---|---|---|
Индия | 1 | 0 | 1 |
КНР | 95 | 9 | 104 |
Китайская Республика | 1 | 0 | 1 |
Республика Корея | 1 | 0 | 1 |
Сингапур | 1 | 0 | 1 |
Франция | 1 | 0 | 1 |
Япония | 3 | 0 | 3 |
Итого | 103 | 9 | 112 |
Самолёт выполнял регулярный ночной внутренний пассажирский рейс CJ6136 из Пекина в Далянь. В 20:22 он отъехал от стоянки B6, а в 20:37 со 103 пассажирами (100 взрослых и 3 ребёнка) и 9 членами экипажа на борту вылетел из аэропорта Шоуду. Расчётное время посадки в аэропорту Чжоушуйцзы (Далянь) было 21:40. Однако в 21:22, когда рейс 6136 на высоте 1200 метров подходил к Даляню, экипаж неожиданно доложил в аэропорт о задымлении в салоне и запросил аварийную посадку. Затем было доложено уже о задымлении в кабине. После этого связь с экипажем прекратилась, а в 21:24 рейс 6136 пропал с экранов радиолокаторов. В это время в Жёлтом море находилась рыболовецкая шхуна № 0998, рыбаки на которой увидели, как примерно в 21:30 горящий авиалайнер с сильным грохотом врезался в воду. Катастрофа произошла всего в 20 километрах от аэропорта, при этом все 112 человек на борту погибли[7].
После оповещения о случившемся в 22:10 поисковые корабли выдвинулись к месту происшествия, а в 22:43 из воды было извлечено первое тело. Всего той ночью спасатели нашли 60 тел[8]. 8 мая в 11 часов был обнаружен сигнал радиомаяка, установленного на бортовых самописцах. 14 мая, то есть через 7 дней после катастрофы, в 15:05 водолазы подняли на поверхность речевой самописец, а в 18:00 того же дня был поднят и параметрический самописец[7]. 25 мая поисковые работы на месте катастрофы были завершены[9]. В расследовании причин происшествия приняли также участие американские специалисты, в том числе представители Национального совета по безопасности на транспорте[10].
7 декабря 2002 года, то есть через 7 месяцев, комиссия выпустила доклад, в котором указала, что причиной катастрофы стал поджог, который устроил один из пассажиров — Чан Пи Лин (кит. трад. 张丕林, пиньинь: Zhāng Pī lín) 1965 года рождения. В день катастрофы он приобрёл в Даляне два страховых полиса, после чего вылетел в Пекин, где купил ещё пять. В общей сложности он приобрёл семь страховых полисов на общую сумму 1,4 миллиона юаней (около 170 тысяч долларов США). Также в его квартире следователи обнаружили несколько бутылок, заполненных бензином. По некоторым данным Пи Лин пошёл на такой шаг, так как был неизлечимо болен раком[11][12][13].
Случай с умышленным поджогом рейса 6136 с целью страховки был включён в десятку важнейших экономических событий в Китае в 2002 году[14].
|