«Искусство войны» Сунь Цзы (кит. трад. 孫子兵法, упр. 孙子兵法, пиньинь: Sūn Zǐ bīng fǎ, палл.: Сунь-цзы бинфа, дословно — «Законы войны (военные методы) почтенного (учителя) Суня»; другие названия: Трактат Учителя Суня, Сунь-цзы о военном искусстве) — самый известный древнекитайский трактат, посвящённый военной стратегии и политике. Состоит из 13 глав (пянь). Является основополагающим текстом «школы военной философии» (бин-цзя), главным в её каноническом Семикнижии (У цзин ци шу).
Трактат использовали в своих действиях полководцы Такэда Сингэн[1], Во Нгуен Зиап[2][3]; он используется в военном обучении в армии США[4], в том числе в военно-морских силах[5].
Содержание |
Традиционно авторство приписывается полулегендарному военачальнику и стратегу Сунь Цзы (VI—V века до н. э.). Трактат, соответственно, долгое время датировался концом VI — началом V века до н. э. (514—495, возможно, 510). Найденный в 1972 году в захоронении начала эпохи Хань (206 год до н. э. — VIII век н. э.) новый расширенный вариант Сунь-цзы даёт основания датировать его создание второй половиной V века до н. э. (453—403). Однако, результаты ряда исследований, проведённых за последние 30 лет как китайскими, так и западными учёными указывают на то, что трактат скорее всего был составлен реальным историческим лицом, полководцем Сунь Бинем, жившим в Царстве Ци в IV веке до н. э. (приблизительно 380—325 годы до н. э.) в период Сражающихся царств.[6]
Современный канонический текст был сформирован на рубеже II—III веков н. э., базовым является его официальное издание XI в. со сводным комментарием 10 авторов II—XI веков, связанное с введением военного Семикнижия в систему государственных экзаменов.
Общая идеология Сунь-цзы совмещает в себе конфуцианские устои поддержания социального гомеостазиса с даосской диалектикой вселенского Дао, космическим циклизмом школы инь-ян, легистской «политологией» и управленческим прагматизмом моистов. Этот синтез, представляющий войну (бин), с одной стороны, как «великое дело государства», «почву жизни и смерть, путь (дао) существования и гибели», а с другой — как «путь обмана», обобщён в 5 принципах:
Данные принципы должны быть реализуемы посредством 7 «расчётов»:
В дальнейшем эта диалектика верности и обмана, силы и слабости, воинственности и миролюбия стала одной из основных методологем традиционной китайской культуры, искусства стратагем.
Война у Сунь Цзы рассматривается как органическое целое, начиная с дипломатии и мобилизации, и заканчивая шпионажем. Никогда нельзя забывать о цели войны — сделать так, чтобы население процветало и было лояльным к правителю.
Идеальная победа — подчинение других государств дипломатическими методами, без вступления в военные действия. Поэтому необходимо вести активную дипломатию, разрушать союзы противника и ломать его стратегию.
Сунь Цзы постоянно подчёркивает, что военные действия это дорогое занятие, приносящее убыток государству и бедствия народу. Поэтому война должна быть быстрой, эффективной и мобильной. Затягивать войну негуманно по отношению к народу.
В основе концепции Сунь Цзы лежит управление врагом, создающее возможности лёгкой победы. Надо заманивать врага в ловушки и избегать столкновения с подготовленными силами противника. Необходимо неравновесное распределение сил, стратегическая концентрация.
Необходимо собирать информацию о местности и действиях противника, и при этом скрывать свои действия. Любая оплата деятельности шпионов обойдётся дешевле, чем содержание армии. Поэтому нельзя жалеть денег на шпионаж и подкуп.
Сунь Цзы неоднократно подчёркивает необходимость дисциплины в войсках и поддержания духа (ци). Необходимо создавать ситуации, в которых дух войска крепнет, и избегать таких, где армия теряет волю.
Глава | Название[7] | Название[8] |
---|---|---|
I | Предварительные расчеты | Начальные расчеты |
II | Ведение войны | Ведение войны |
III | Стратегическое нападение | Планирование нападения |
IV | Форма | Боевая форма |
V | Мощь | Стратегическая мощь |
VI | Полнота и пустота | Пустота и полнота |
VII | Борьба на войне | Боевое сражение |
VIII | Девять изменений | Девять изменений |
IX | Поход | Маневрирование армией |
X | Формы местности | Формы местности |
XI | Девять местностей | Девять местностей |
XII | Огневое нападение | Огневые атаки |
XIII | Использование шпионов | Использование шпионов |
Имеются современные переводы на русский, английский, немецкий, французский, чешский, японский, вьетнамский и другие языки.
На русский язык трактаты «Сунь-цзы» и «У-цзы» были переведены в сороковые годы XX века академиком Николаем Конрадом.
В 2010 году был создан комикс по мотивам трактата[9]; в 1996 году вышел сериал в 13 серий[10]. Книга неоднократно пародировалась в произведениях Терри Пратчетта.
Положения трактата используются в бизнес-книгах[11][12][13]; в некоторых японских компаниях она обязательна для прочтения ключевыми сотрудниками[14]. Используется книга и в образовательных целях[15], юридических книгах[16][17], в частности касающихся тактики и стратегии поведения в суде[18][19][20][21][22][23][24][25], в спорте[26].
Китайские военные трактаты | ||
---|---|---|
Семь классических трактатов | ||
Другие трактаты |
Искусство войны.