Stavkvantorium.ru

Технопарк Кванториум

Анания Мокаци

Перейти к: навигация, поиск
Анания Мокаци
Անանիա Մոկացի
Дата рождения:

ок. 900 года

Место рождения:

Фас, Мокк

Дата смерти:

968({{padleft:968|4|0}})

Место смерти:

Аргина

Научная сфера:

историк

Анания Мокаци (арм. Անանիա Մոկացի, около 900, Фас — 968, Аргина) — армянский писатель, богослов, историк, 54-й Католикос всех армян (946—968).

Биография

Родился в деревне Фас провинции Мокк[1]. Начальное образование получил в монастырях Ахтамар и Варагаванк, позже становится настоятелем Варагаванка. С 946 года — Католикос всех армян. После возглашения в 961 году города Ани столицей Армянского царства, проводит роскошную коронацию царя Ашота Милостивого в новой столице[2]. Преемником стал Ваган Сюнеци.

Борьба за единство церкви

Начало правления Анании Мокаци ознаменовалось распространением халкидонства и тондракийской секты среди армян, в том числе и среди священников. Сильно обострились отношения Албанской и Сюникской епархий с католикосатом. Католикосы Албании Саак и Гагик, а также митрополит Сюникский Акоб, попытались вывести свои епархии из-под юрисдикции монофизитской Армянской Церкви, но Мокаци удалось пресечь эти попытки[3]. Ради сохранения конфессионального единства, а также для централизации Армянской Церкви, он переносит свою резиденцию из уединённого острова Ахтамар в Аргину, небольшой городок рядом со столицей Ани. В 960-х годах издаёт указ о "повторном крещении", позволяя таким образом армянам-халкидонитам вернуться в лоно национальной церкви[4]. Известно также, что, с целью пресечь распространение халкидонства, Анания просил у царя Абаса запретить браки с халкидонитами[3]. Немало проблем в это время создавали также тондракийцы, однако и против них Мокаци успешно боролся. Один из армянских епископов — Хосров Андзеваци, которого Анания раньше называл "мужем скромным и мудрым", был предан анафеме из-за подозрений в симпатии к тондракийцам[5]. Другой бывший соратник Мокаци — Анания Нарекаци, после таких подозрений пишет анти-тондракийские и анти-халкидонские книги, чтобы отвести от себя подозрения католикоса[6]. Правление Анании Мокаци в целом привело к укреплению Армянской Церкви и культурному возрождению.

Литературное наследие

Оставил богатое литературное наследие, но до нас дошли только четыре послания[3]. Эти труды сообщают важные сведения о внутренней жизни Армении и представляют большую историческую ценность. По свидетельству Степаноса Орбеляна, Мокаци составил сборник «Послание веры», который, однако, не сохранился[4]. Ведущая роль в исследовании сочинений Мокаци принадлежит Галусту Тер-Мкртчяну (1860—1918)[7].

Примечания

  1. Անանիա Ա Մոկացի, Ереван, 1974, том 1, стр. 362
  2. Rouben Paul Adalian, Historical Dictionary of Armenia, Scarecrow Press, 2010, 750 pp, стр.81
  3. ↑ АНАНИЯ МОКАЦИ, том 2, стр. 223
  4. ↑ ԱՆԱՆԻԱ Ա ՄՈԿԱՑԻ, Ереван, 2002, стр. 49
  5. A. J. Hacikyan, G. Basmajian, E. S. Franchuk, N. Ouzounian: The Heritage of Armenian Literature: From the sixth to the eighteenth century, Literary Collections, 2002, pp. 1108
  6. Անանիա Նարեկացի, Ереван, 2002
  7. ՏԵՐ-ՄԿՐՏՉՅԱՆ Գալուստ Մկրտչի, Ереван

Анания Мокаци.

© 2018–2023 stavkvantorium.ru, Россия, Самара, ул. Гагарина 35, +7 (846) 396-69-90

Дополнительные материалы:
(ФАЙЛ)
Анания Мокаци.zip

Содержание:

- Анания Мокаци


СКАЧАТЬ ФАЙЛ