Анания Мокаци | |
Անանիա Մոկացի | |
Дата рождения: |
ок. 900 года |
---|---|
Место рождения: |
Фас, Мокк |
Дата смерти: | |
Место смерти: |
Аргина |
Научная сфера: |
Анания Мокаци (арм. Անանիա Մոկացի, около 900, Фас — 968, Аргина) — армянский писатель, богослов, историк, 54-й Католикос всех армян (946—968).
Родился в деревне Фас провинции Мокк[1]. Начальное образование получил в монастырях Ахтамар и Варагаванк, позже становится настоятелем Варагаванка. С 946 года — Католикос всех армян. После возглашения в 961 году города Ани столицей Армянского царства, проводит роскошную коронацию царя Ашота Милостивого в новой столице[2]. Преемником стал Ваган Сюнеци.
Начало правления Анании Мокаци ознаменовалось распространением халкидонства и тондракийской секты среди армян, в том числе и среди священников. Сильно обострились отношения Албанской и Сюникской епархий с католикосатом. Католикосы Албании Саак и Гагик, а также митрополит Сюникский Акоб, попытались вывести свои епархии из-под юрисдикции монофизитской Армянской Церкви, но Мокаци удалось пресечь эти попытки[3]. Ради сохранения конфессионального единства, а также для централизации Армянской Церкви, он переносит свою резиденцию из уединённого острова Ахтамар в Аргину, небольшой городок рядом со столицей Ани. В 960-х годах издаёт указ о "повторном крещении", позволяя таким образом армянам-халкидонитам вернуться в лоно национальной церкви[4]. Известно также, что, с целью пресечь распространение халкидонства, Анания просил у царя Абаса запретить браки с халкидонитами[3]. Немало проблем в это время создавали также тондракийцы, однако и против них Мокаци успешно боролся. Один из армянских епископов — Хосров Андзеваци, которого Анания раньше называл "мужем скромным и мудрым", был предан анафеме из-за подозрений в симпатии к тондракийцам[5]. Другой бывший соратник Мокаци — Анания Нарекаци, после таких подозрений пишет анти-тондракийские и анти-халкидонские книги, чтобы отвести от себя подозрения католикоса[6]. Правление Анании Мокаци в целом привело к укреплению Армянской Церкви и культурному возрождению.
Оставил богатое литературное наследие, но до нас дошли только четыре послания[3]. Эти труды сообщают важные сведения о внутренней жизни Армении и представляют большую историческую ценность. По свидетельству Степаноса Орбеляна, Мокаци составил сборник «Послание веры», который, однако, не сохранился[4]. Ведущая роль в исследовании сочинений Мокаци принадлежит Галусту Тер-Мкртчяну (1860—1918)[7].
Армянские богословы | ||
---|---|---|
Раннее средневековье V—X века |
Езник Кохбаци · Иоанн Мандакуни · Мамбре Верцанох · Анания Таргманич · Петрос Сюнеци · Матусаха Сюнеци · Теодорос Кртенавор · Саак Дзоропореци · Абраам Ахбатанеци · Иоанн Майраванеци · Вртанес Кертог · Григорис Аршаруни · Хосровик Таргманич · Степанос Сюнеци · Ованес Одзнеци · Саак Мрут · Закария I Дзагеци · Хосров Андзеваци · Анания Мокаци · Самуэл Камрджадзореци · Анания Нарекаци |
|
Высокое и позднее средневековье XI—XVI века |
Ованес Козерн · Анания Санахнеци · Ованес Имастасер · Погос Таронеци · Игнатиос вардапет · Нерсес Ламбронаци · Саркис Шнорали · Вардан Ахпатеци · Давид Кобайреци · Ованес Гарнеци · Ванакан Вардапет · Мхитар Скевраци · Вардан Малый · Ваграм Рабуни · Геворг Скевраци · Мовсес Ерзнкаци · Есаи Нчеци · Мхитар Саснеци · Киракос Ерзнкаци · Ованес Арджишеци · Ованес Воротнеци · Григор Татеваци · Маттеос Джугаеци · Геворг Ерзнкаци · Ованес Гермонеци |
|
Новое время XVII—XVIII века |
Анания Мокаци.